Основная образовательная программа основного общего
образования МАОУ «СОШ № 65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева» (далее – ООП ООО)
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) и с учетом примерной
ООП ООО (fgosreestr.ru). ООП ООО определяет содержание и организацию
образовательной деятельности и направлена на формирование общей культуры
обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное
и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП ООО
разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями от 29 июня 2011г.);
-
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования";
-
Приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-
Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 "О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ";
-
Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об
оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием" (вместе с "Рекомендациями по оснащению
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым
для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования
и технического творчества обучающихся");
-
Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О
направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных
учреждениях»;
-
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об
изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской
этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России";
-
Примерная основная образовательная программа основного
общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015. www.fgosreestr.ru).
ООП ООО МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С. Асеева» в соответствии с требованиями Стандарта
содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Срок реализации ООП ООО МАОУ «СОШ № 65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева» –
пять лет.
Цель реализации образовательной
программы: обеспечение планируемых результатов (личностных,
метапредметных, предметных) целевых установок, знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося
среднего школьного возраста, индивидуальными возможности развития и состояния
Достижение поставленных целей основной образовательной
программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных
задач:
- обеспечить
соответствие основной образовательной программы требованиям Стандарта;
- обеспечить
преемственность начального общего, основного общего образования;
- обеспечить
доступность получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечить
планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
- установить
требования к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не
только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
созданию необходимых условий для её самореализации;
- обеспечить
эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательной
деятельности, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействовать
при реализации основной образовательной программы с социальными партнѐрами;
-
выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе
одарѐнных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их
профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков,
организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики,
с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
-
организовывать интеллектуальные и творческие соревнования,
научно-техническое творчество, проектную и учебно-исследовательскую
деятельность;
-
создать условия для участия обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включать
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
города для приобретения опыта реального управления и действия;
-
принимать участие обучающихся, их родителей (законных
представителей, педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; социальное и
учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психолога, социального педагога,
сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования;
- сохранять и
укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся,
обеспечить их безопасность.
В основе
реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
·
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур;
·
формирование соответствующей целям общего образования
социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к
стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
·
ориентацию на достижение цели и основного результата
образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
·
признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся;
·
учёт индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и
форм общения при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
·
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей,
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы
формирования образовательной программы основного общего образования. Основная
образовательная программа формируется с учётом принципов
психолого-педагогических особенностей развития детей 11— 15 лет.
Одним из основных подходов формирования ООП ООО
является учет запросов обучающихся и их родителей, законных представителей
(образовательный, социальный заказ), выявленный в ходе анкетирования,
тестирования, психологического мониторинга.
ООП ООО составляется с учётом анализа образовательных
запросов участников образовательных отношений и предусматривает:
-
выявление и развитие способностей обучающихся и создание
условий для их самореализации в разных видах деятельности посредством ведения
курсов метапредметной направленности (проектно-исследовательские технологии),
курсов внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации (активная
социальная практика);
-
участие обучающихся и их родителей, педагогов и
общественности в развитии внутришкольной социальной среды (учет запросов
обучающихся, их родителей, официальных представителей при организации
образовательной деятельности в части выбора курсов внеурочной деятельности;
участия обучающихся в мероприятиях, не входящих в учебный план ООП ООО).
ООП
ООО МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С. Асеева» в соответствии с требованиями
ФГОС ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения этих
целей и результатов. Целевой раздел включает:
-
Пояснительную записку;
-
Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО;
-
Систему оценки достижения планируемых результатов освоения
ООП ООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного
общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
- Программу
развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных
умений и навыков);
-
Программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
Программу воспитания и социализации обучающихся;
-
Программу коррекционной работы.
Организационный
раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также
механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
-
учебный план основного общего образования;
-
план внеурочной деятельности;
-
календарный учебный график;
-
систему условий реализации ООП ООО.
Планируемые результаты освоения
основной образовательной программы основного общего образования представляют
собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов
освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы.
В структуре планируемых результатов
выделяется следующие группы:
1.
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и
раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка
достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур,
допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной
информации.
2.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены
в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий,
раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов,
раскрывают и детализируют их.
Программа воспитания и
социализации разработана
в соответствии с требованиями ФГОС
ООО,
и строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких
как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье,
труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа,
человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и
культурных традициях многонационального народа России.
Программа направлена на:
·
освоение
обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
данного возраста, норм и правил общественного поведения;
·
формирование готовности обучающихся к выбору направления
своей профессиональной деятельности
в соответствии с
личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка
труда;
·
формирование и развитие знаний, установок, личностных
ориентиров и норм здорового и
безопасного
образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и
социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности
обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования;
·
формирование экологической культуры,
·
формирование антикоррупционного сознания.
Программа коррекционной работы в
соответствии со стандартом направлена на создание системы комплексной
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (глухим, слабослышащим,
слепым, слабовидящим, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной
отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и
другим обучающимся с ограниченными возможностями здоровья), в освоении основной
образовательной программы основного общего образования, их социальную
адаптацию, снятие школьной тревожности.
План внеурочной деятельности ООП ООО МАОУ
«СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С. Асеева» обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся, возможностей организации,
осуществляющей образовательную деятельность, через организацию внеурочной
деятельности с учетом интересов обучающихся. Внеурочная деятельность
организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательных отношений.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное) в
таких
формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии,
сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации,
научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики,
военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной.
Направления деятельности по
реализации ООП ООО:
1)
реализация ООП ООО,
2)
компетентностный подход в образовании,
обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых учебных программ и
образовательных услуг;
3)
повышение качества образования за счет внедрения эффективных
педагогических технологий, расширения спектра образовательных услуг,
привлечения высококвалифицированных специалистов;
4)
обеспечение высокого уровня социальной компетентности и
образованности выпускников, как результата традиционно высокого качества
образования; информатизация учебного процесса; укрепление
материально-технической базы.