Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени
Г.С. Асеева» разработана в соответствии с требования
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы,
определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени
начального общего образования и направлена на формирование общей культуры
обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации
учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся (утверждён приказом
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, приказ
зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г.,
рег. №17785),внесены изменения на
основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
26ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» и приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года
№ 2357.
Основная образовательная программа начального общего образования (далее
– ООП НОО) определяет содержание и организацию образовательного процесса на
уровне начального общего образования.
В ООП НОО представлены все
разделы в соответствии с требованиями ФГОС к структуре ООП НОО.
Основная образовательная программа начального общего
образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой
раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный
раздел включает следующие программы:
- программу формирования универсальных учебных
действий у обучающихся на ступени
начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов и
курсов внеурочной деятельности;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования;
- программу формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы.
Организационный
раздел включает:
- учебный план начального общего образования;
- план внеурочной деятельности;
- систему условий реализации основной образовательной
программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Пояснительная
записка раскрывает:
1) цели реализации основной
образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в
соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования;
2) принципы и подходы к
формированию основной образовательной программы начального общего образования и
состава участников образовательного процесса конкретного образовательного
учреждения;
3) общую характеристику основной
образовательной программы начального общего образования;
4) общие подходы к организации
внеурочной деятельности.
Планируемые
результаты
освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) обеспечивают связь между
требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования;
2) являются основой для
разработки основной образовательной программы начального общего образования
образовательных учреждений;
3) являются содержательной и
критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и
учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в
соответствии с требованиями Стандарта.
Планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиций организации их достижения в
образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов.
Система
оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
начального общего образования:
1) закрепляет основные
направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание
оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентирует образовательный
процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего
образования и формирование универсальных учебных действий;
3) обеспечивает комплексный подход
к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов начального общего образования;
4) предусматривает оценку
достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности
деятельности образовательного учреждения;
5) позволяет осуществлять оценку
динамики учебных достижений обучающихся.
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Предметные области |
Основные
задачи реализации содержания |
Филология |
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о
языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности
|
Математика
и информатика |
Развитие
математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения,
обеспечении первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
Обществознание
и естествознание (окружающий мир) |
Формирование уважительного
отношения к семье, естествознание населенному пункту, региону, России,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности
и многообразия окружающего мира,
своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме |
Основы
религиозных культур и светской этики |
Воспитание способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории
и современности России
|
Искусство |
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру |
Технология |
Формирование опыта как основы
обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач
с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта
практической
преобразовательной деятельности |
Укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование
первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни |
План
внеурочной деятельности
обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через
организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том
числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые
столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики,
на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного
процесса.
План внеурочной деятельности
образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени
начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей
образовательного учреждения.
Программа
формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
образования содержит:
· описание
ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего
образования;
· связь
универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
· характеристики
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся;
· типовые
задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий;
· описание
преемственности программы формирования универсальных учебных действий при
переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Программа
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего
образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития
обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в
совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других
институтов общества.
В основу этой Программы положены
ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского
общества.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к
культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым
национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в
контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
создание системы воспитательных
мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать
полученные знания;
формирование целостной
образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную
специфику;
формирование у обучающегося
активной деятельностной позиции.
Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
формирование представлений об
основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в
быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания
заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к
собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и
организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного
интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на
использование здорового питания;
использование оптимальных
двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных
особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов
дня;
формирование негативного
отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность,
курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные
заболевания);
становление умений противостояния
вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и
сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка
безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями
роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно
поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование основ
здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную
работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и
приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного
поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных
(чрезвычайных) ситуациях.
Программа
коррекционной работы
направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание
помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы
начального общего образования.
Программа коррекционной работы
обеспечивает:
выявление особых образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально
ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с
ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы
начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Программы
отдельных учебных предметов, курсов
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Программы отдельных учебных
предметов, курсов разработаны на основе: требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования; программы
формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных
предметов, курсов содержат:
- общую
характеристику учебного предмета, курса;
- описание
места учебного предмета, курса в учебном плане;
- описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса;
- содержание
учебного предмета, курса;
- тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Система
условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в
соответствии с требованиями Стандарта разработана на основе соответствующих
требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Система условий учитывает
особенности образовательного учреждения, а также его взаимодействие с
социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках
межведомственного взаимодействия).
Система условий содержит:
- описание
имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, а также учебно-методического и информационного
обеспечения;
- обоснование
необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами
основной образовательной программы начального общего образования
образовательного учреждения;
- сетевой
график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
- контроль за
состоянием системы условий.